Он был героем.
Смоленщина подарила России много замечательных людей – сильных духом, целеустремленных, беззаветно любящих свою страну, но в то же время удивительно скромных, не выпячивающих своих заслуг.
Об одном из сыновей Смоленщины – Василии Николаевиче Жарковском – ветеране Великой Отечественной войны, герое, судье Смоленского областного суда, я и хочу рассказать.
Детство Василия Николаевича, родившегося в 1924 году, в крестьянской многодетной семье, в д. Устиново Баклановского сельского совета, Слободского района Смоленской области, прошло в тяжелом крестьянском труде, который закалил его на долгие годы жизни.
В 1941 году он окончил 10 классов средней школы в п. Бакланово. Узнав о начале войны, желая защитить свою Родину, Василий отправился в Слободской райвоенкомат, но был отправлен домой. Райвоенкомат сказал ему: «Тебе только исполнилось 17 лет. Солдат хватает и без тебя. Война скоро закончится. Мы выбьем фашистов с нашей территории».
Не успел Василий вернуться из района в деревню, как 13 июля 1941 года Смоленщину оккупировали немецко-фашистские захватчики.
Но патриоты Смоленщины не смирились с оккупацией родной земли. На Смоленщине возникают партизанские отряды, которые героически сражаются с врагом.
Выполняя задания партизан, Василий с риском для жизни распространял среди местного населения сводки Информбюро, читал для неграмотных крестьян советские газеты и листовки.
Весной и летом 1942 года партизанское соединение «Батя» совместно с войсками Калининского фронта освободили от врага северо-западные районы области.
Василий Николаевич был мобилизован Слободским РВК в 159 стрелковый полк. Этот полк в составе Калининского фронта участвовал в тяжелейших боях в 1942 году в Ржевско-Вяземской операции. Во время этих боев Советская армия понесла огромные потери: около 500 000 солдат погибло, 1700 танков было уничтожено.
Попав на фронт, Василий с первого дня находился на передовой, в окопах, где его обучение происходило по принципу: делай как я.
Крестьянская закалка и смекалка дали ему возможность быстро освоить сложную солдатскую науку: «Побеждая врага, освобождать Родину».
Командование полка, отмечая успехи Василия Николаевича в боях против фашистов, назначает его командиром отделения, присвоив ему звание старшего сержанта.
В боях за Советскую Родину в составе 403 стрелкового полка 145 стрелковой дивизии 4 ударной армии Калининского фронта при наступлении на д. Покровское Слободского (ныне Демидовского) района Смоленской области 14 октября 1942 года Василий Николаевич - старший сержант командир отделения автоматчиков получил минно-осколочное ранение левой ноги.
Сначала был полевой госпиталь, где ему ампутировали часть раздробленной ноги, а затем его отправили в тыл.
Рана не заживала, лекарств не было, и врачи, спасая жизнь Василия Николаевича, несколько раз проводили резекцию ноги.
Затем, после нескольких полевых госпиталей, Василия Николаевича отправили в глубокий тыл, в г. Свердловск, в госпиталь.
Долгими ночами, когда физическая боль становилась нестерпимой, выжигая все внутри, Василия, как он впоследствии рассказывал, терзали мысли о будущем, о том, как жить дальше, если ты инвалид в 20 лет, а дома, в деревне ждут старые родители и многочисленная семья, колхоз разорен фашистами.
Обдумывая все это, он твердо решил, что как бы ни было ему трудно физически, раскисать нельзя, надо бороться за будущее. Находясь в госпитале, узнал, что в Свердловске есть курсы бухгалтеров-экономистов, куда он и поступил учиться. Успешное окончание этих курсов в конце 1943 года совпало с его демобилизацией, и он, получив костыли, в теплушке отправился домой.
Народное хозяйство было разрушено, не хватало специалистов во всех отраслях, поэтому приезд молодого экономиста в Слободской район было встречено с одобрением районным руководством.
С учетом его специальности комсомольцу-фронтовику Василию Николаевичу, как уважительно стали его называть окружающие, предложили должность экономиста в Слободском райторге.
Через 2 года руководство района предложило Василию Николаевичу перейти на работу в Райстройучасток Смолоблтреста «Сельстрой» - старшим бухгалтером.
В 1947 году Василий Николаевич встретил замечательную девушку Клаву, с которой прожил всю жизнь в любви и согласии.
В феврале 1948 года с целью улучшения деятельности Слободского рыбопромышленного завода районное руководство направляет Василия Николаевича на этот завод на должность главного бухгалтера с одновременным исполнением обязанностей директора.
Ответственное отношение к порученной работе, чуткость к людям, умение организовать коллектив для успешного выполнения работы поднимали авторитет Василия Николаевича в глазах окружающих.
Вместе с тем, он понимал, что для успешной работы ему не хватает знаний, и в 1948 году поступил на учебу в Московскую юридическую школу заочно.
В 1949 году Жарковского В.Н. избрали в состав народных заседателей. В связи с отсутствием народного судьи Слободского района его неоднократно привлекали к исполнению обязанностей народного судьи.
Добросовестно относясь к возложенным на него обязанностям, Жарковский В.Н. показал себя грамотным и дисциплинированным работником, обеспечивая высокое качество рассмотрения уголовных и гражданских дел.
Учитывая положительное качество работы, Жарковского В.Н. 16 декабря 1951 года избрали народным судьей Слободского района Смоленской области.
В то время на народного судью возлагалась не только работа по рассмотрению уголовных и гражданских дел непосредственно в помещении народного суда, но и проведение судебных заседаний в выездных сессиях в колхозах, совхозах и предприятиях района.
При этом выезд суда под председательством Жарковского В.Н. в отдаленные деревни происходил в основном на телеге, запряженной лошадью, а заседания проходили в неприспособленных для этого помещениях.
Кроме того, на судью в те времена возлагалась обязанность проведения занятий с народными заседателями, чтение лекций на юридические темы на предприятиях и колхозах, организация встреч с избирателями.
Повсеместной практикой того времени было назначение партийно-административными органами народных судей уполномоченными лицами для проверки соблюдения колхозниками и работниками совхозов норм трудового законодательства.
Для этого судья был обязан приехать в колхоз или совхоз к началу рабочего дня, который у животноводов начинался в 4-5 часов утра, и это практически при отсутствии автотранспорта в суде. После, в этот же день, судья должен был доложить о проделанной работе в райком партии, а потом к 8 часам явиться на свое рабочее место.
Несмотря на сложности передвижения (практически полное отсутствие левой ноги), В.Н. Жарковский добросовестно и ответственно выполнял поставленные перед ним задачи.
В этот же период Василий Николаевич поступил и успешно закончил заочно в 1961 году юридический факультет Белорусского государственного университета.
11 мая 1959 года, принимая во внимание высокие показатели работы в районном суде, Василия Николаевича избрали членом Смоленского областного суда в судебную коллегию по уголовным делам.
Василий Николаевич рассматривал как уголовные, так и гражданские дела по 1 и 2 инстанциям, изучал и докладывал на президиуме дела повышенной сложности, проводил ревизии и проверки работы городских и районных судов, занимался обобщением судебной практики, проводил занятия с судьями области и оказывал им практическую помощь в применении законодательства.
Он так же занимался общественной работой: избирался председателем местного комитета профсоюза, председателем поста народного контроля, избирался членом бюро партийной организации, а затем и секретарем партийной организации.
Василию Николаевичу руководством Областного суда неоднократно поручалось рассмотрение многотомных, сложных, общественно значимых, как бы сказали сейчас, резонансных дел.
Так Жарковским В.Н. неоднократно рассматривались дела в отношении изменников Родины, служивших у фашистов полицейскими, тайными агентами СД, которые смогли избежать ответственности за свои злодеяния после освобождения Смоленщины от фашистов.
Большой общественный резонанс вызвало рассмотрение уголовного дела под председательством Жарковского В.Н. в отношении 6 лиц, обвинявшихся в массовых истреблениях советских граждан, граждан еврейской национальности, в операции против партизан в период ВОВ на территории Белоруссии, Брянской и Смоленской областях.
Большое количество показаний потерпевших, родственников погибших, расстрелянных и замученных в фашистских застенках советских граждан, свидетелей, а так же экспертиз, кино и фотодокументов, свидетельствовавших о злодеяниях подсудимых, документов, в том числе переведенных с немецкого языка, пришлось исследовать и проанализировать Жарковскому В.Н., чтобы правильно квалифицировать содеянное ими и назначить должное наказание каждому из виновных.
После оглашения приговора родственники потерпевших устроили овацию, выражая согласие с приговором суда.
Верховный Суд РСФСР оставил этот приговор в полном объеме без изменений.
В начале 80-х годов прошлого века органами государственной безопасности была раскрыта преступная деятельность группы расхитителей государственной собственности в особо крупном размере на Смоленском заводе «Кристалл».
Завод, получая алмазы из Якутии, производил их огранку, превращая алмазы в ювелирные бриллианты. Группа работников завода, более 90 человек, воспользовавшись несовершенством технологии контроля за изготовлением и движением бриллиантового сырья, путем так называемого «наращивания», похитила большое количество бриллиантов: на сумму около 8 миллионов рублей. По тем временам это была астрономическая сумма.
Хищению бриллиантов сопутствовали нарушения правил о валютных операциях, спекуляция валютными ценностями в особо крупных размерах.
При этом, преступные действия этой группы происходили не только на территории РСФСР, но и во многих республиках бывшего СССР. Руководством суда В.Н. Жарковскому было поручено рассмотреть несколько дел с разными группами обвиняемых.
Василий Николаевич с большой ответственностью подошел к рассмотрению данных многотомных, многоэпизодных дел.
Допросам подсудимых, свидетелей в судебных заседаниях предшествовало многодневное, тщательное исследование материалов дела, сопоставление показаний соучастников преступления и составление планов допросов каждого из подсудимых.
Сложность рассмотрения данного дела была не только в большом объеме материалов, представленных органами следствия, но и связана со спецификой совершенных преступлений.
Для того, чтобы понять механизм хищения бриллиантов, необходимо было вникнуть во все технологические тонкости обработки алмаза – от разметки алмазного сырья, его распиливания и раскалывания, сортировки алмазных полуфабрикатов, предварительной огранки, обдирки и окончательной огранки.
Василий Николаевич скрупулезно стал изучать специальную литературу по обработке алмазов, консультироваться у специалистов, экспертов, приглашенных из Москвы.
К началу непосредственно судебных заседаний он успешно овладел техническими терминами, связанными с обработкой алмазов, названиями элементов бриллианта, формами огранки, оценкой цвета, соотношения оценки чистоты алмаза.
Обладая феноменальной памятью, мог назвать дату опубликования любого определения и постановления Пленумов Верховного Суда СССР и РСФСР, опубликованных в соответствующих Бюллетенях за предыдущие 10-15 лет, цитируя сложный юридический текст по памяти.
Такой высокий профессионализм вызывал уважение не только у коллег, но и у подсудимых, когда он допрашивал их в ходе судебного заседания.
Его приговоры и определения, написанные каллиграфическим почерком, всегда отличались точным изложением событий, правильной юридической оценкой действий подсудимых, основанных на исследовании в судебном заседании обстоятельств, имеющих значение установления роли и степени вины каждого из лиц, участвовавших в совершении преступления.
Эти приговоры, вынесенные под председательством Василия Николаевича в 70-е и 90-е годы прошлого века, и сегодня могут служить примером для молодых судей.
Приговоры в отношении группы лиц, совершивших хищения в особо крупных размерах на Смоленском заводе «Кристалл», были обжалованы адвокатами и осужденными в Верховный Суд РСФСР. Судебная коллегия Верховного Суда оставила эти приговоры без изменения.
За долгие годы работы в суде Василий Николаевич Жарковский пользовался заслуженным авторитетом и уважением в коллективах областного и районных судов области. С большим уважением к нему относились как работники следствия, так и адвокаты.
Его ответственное отношение к работе, его профессионализм являлись движущим началом для многих состоявшихся юристов Смоленской области, работающих и в настоящее время.
Значительная часть рабочего дня Василия Николаевича была посвящена консультациям по применению уголовного законодательства в судебной практике, которые он давал судьям области, а также работникам следственных органов.
Василий Николаевич был очень скромным человеком. Он никогда не «кичился» своими наградами, успехами по работе. Являясь инвалидом, он не требовал для себя каких-то особых условий труда.
Несмотря на длительный стаж работы судьей, на высокие показатели (практически все приговоры, вынесенные под его председательством за 15 лет, были оставлены Верховным Судом РСФСР в силе), Василий Николаевич, имея безусловное право претендовать на высокое звание «Заслуженный юрист РФ», никогда не ходатайствовал об этом перед вышестоящими руководителями.
За достигнутые успехи в работе, высокий профессионализм он неоднократно поощрялся Министерством Юстиции РСФСР, руководством Смоленского областного суда.
В 1967 году Жарковский В.Н. был награжден Почетной Грамотой ЦК профсоюза работников государственных учреждений и Верховного Суда РСФСР.
В 1970 году за успехи в труде и самоотверженную работу был награжден медалью «За доблестный труд в ознаменовании 100-летия со дня рождения В.И. Ленина».
За героические боевые действия, храбрость и стойкость во время Великой Отечественной войны, успехи в труде Василий Николаевич был награжден правительственными наградами: орденом «Славы 3 степени» и орденом «Великой Отечественной Войны 1 степени», а так же медалями «За отвагу», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-45 г.г.», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-45 г.г.», «20 лет Победы в Великой Отечественной войне», «40 лет Победы в Великой Отечественной войне», «50 лет вооруженных сил СССР», «60 лет вооруженных сил СССР», «70 лет вооруженных сил СССР».
Решением Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации от 23 марта 1994 года Жарковскому В.Н. был присвоен первый квалификационный класс.
К сожалению, тяжелая болезнь не дала возможности Василию Николаевичу продолжать работу в суде, и 18 июля 1995 года он ушел в Почетную отставку, проработав судьей 42 года 7 месяцев.
Василий Николаевич умер в декабре 1995 года и был похоронен в г. Смоленске.
Память о замечательном смолянине, Человеке, Судье, Гражданине останется в сердцах многих людей, знавших и работавших рядом с Василием Николаевичем Жарковским.
Заместитель председателя Совета ветеранов
при Совете судей Смоленской области,
судья в почетной отставке Волошин Е.К.