Учреждение независимых и влиятельных органов судейского сообщества стало одной из гарантий независимости судей, защиты их прав, чести и достоинства. В 1989 году был принят Закон «О статусе судей в СССР», а затем был подготовлен совершенно новый законопроект «О статусе судей в Российской Федерации». В нем впервые появилось понятие судебной власти, представления о том, что судебная власть самостоятельна, независима от законодательной и исполнительной властей. Вводилась несменяемость и неприкосновенность судей и многие другие важнейшие положения, часть из которых потом вошла в Конституцию РФ, принятую в 1993 году.
Первое заседание Совета судей Российской Федерации состоялось в марте 1992 года. Это было по истине историческим событием. До этого ни в Российской империи, ни в советское время ничего подобного не было. На этом заседании был избран Президиум из 9 человек, председателем, которого стал Карцев Гарольд Николаевич. Этому событию предшествовал созыв в октябре 1991 года по инициативе Председателя Верховного Суда Российской Федерации В. Лебедева, Министра юстиции Н. Федорова и группы судей I Всероссийского съезда судей. На судейском форуме было принято решение о создании Совета представителей судей, как органа, функционирующего в период между съездами и который был призван содействовать проведению судебной реформы в России, защищать интересы судей, представлять их в других органах государственной власти. Во исполнение этого решения в каждом субъекте Российской Федерации были проведены конференции, избравшие по одному представителю в Совет.
Тогда было тяжелое время для российской судебной системы, можно сказать – кризис. Судейский корпус находился на грани развала, желающих стать судьей практически не было, а те, кто еще работал, не имели возможности полноценно осуществлять правосудие, испытывали много трудностей. Поэтому первое, с чего Совет начал свою работу, была подготовка проекта закона «О статусе судей в Российской Федерации». Он был принят в июне 1992 года.
Совет судей стал единственным органом в стране, объединяющим судей судов всех уровней и всех субъектов Российской Федерации. Объединяющая и координирующая роль – это еще одна из главнейших функций Совета.
Вторым по значимости стало положительное решение вопроса о создании Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации (Постановление от 18 октября 1995 года). С этого момента началась практическая работа по реализации этого решения.
Еще одним детищем Совета судей РФ является Кодекс чести судьи Российской Федерации. Это свидетельствовало о том, что Совет судей был озабочен не только вопросами социальной защиты судей, сохранением льгот и привилегий, но и состоянием судейского корпуса страны, наведением порядка.
Огромный шаг к открытости и гласности судебной системы был сделан при патронаже Совета судей РФ по созданию и внедрению уникальной Государственной автоматизированной системы «Правосудие». Она объединила в единое информационное пространство все суды общей юрисдикции и систему Судебного департамента.
Пол года назад прошёл IX Съезд судей Российской Федерации. На нем присутствовал Президент России Владимир Путин. Он очень внимательно слушал, о чем говорят делегаты съезда. Он согласился с тем, что назрела необходимость менять ситуацию, и на недавнем законодательном форуме в Санкт-Петербурге сам именно об этом говорил: надо изменить подходы к разработке законов и сложившейся практики законотворческой деятельности в сторону улучшения их качества.
Одним из делегатов от Смоленской области на съезде был председатель Совета судей Смоленской области Алексей Васильевич Ерофеев. Значительный блок обсуждаемых вопросов был посвящен совершенствованию законодательства, регулирующего вопросы судоустройства и судопроизводства, деятельности органов судейского сообщества РФ путем законодательного закрепления соответствующих положений. Большое внимание было уделено вопросам повышения уровня авторитета судебной власти и формированию правовой культуры гражданского общества. Кроме того, рассмотрены важные вопросы оптимизации судебной нагрузки, проектов необходимых законов, которые позволят снизить нагрузку на судей. И хотя пока не все решения съезда облечены в законопроекты, но из тех, что готовятся в данный момент, наиболее значимым является решение о нормах нагрузки судей и работников аппаратов судов. До 1 января 2018 года этот законопроект должен быть рассмотрен Госдумой. Если закон будет принят, то нагрузка на судей будет распределена равномерно. Там, где судей сегодня не хватает, будут приданы судебные единицы.
Судебные органы сегодня – это гарантия единства и верховенства государственной власти и закона, неотвратимости наказаний за преступления, защиты прав и свобод россиян, регулирования отношений между гражданами, учреждениями, организациями в различных сферах жизни.
Позади – колоссальная работа по укреплению независимости и самостоятельности судебной системы Смоленщины. Впереди не менее сложная – по дальнейшей реализации судебной реформы в России. И сегодня Советы судей в регионах продолжают решать проблемы, возникающие на местном уровне, выполняя основные директивы Совета судей Российской Федерации.