Председатель судебного
состава по общегражданским
делам Смоленского
областного суда
Винель А.В.
20 лет институту мировых судей Смоленской области
в концепции развития судебной реформы
Российской Федерации.
За прошедшие десятилетия в России произошло немало событий в корне изменивших общественно-политический и экономический строй. Важные изменения претерпела и судебная система, которая играет важную роль в обеспечении равновесия сил в государстве, способствует демократизации общественных отношений. Эффективность работы судебной системы способствует стабильности развития государства, укреплению доверия общества к государственной власти в целом.
Основы назревшей необходимости реформирования правоохранительных органов, в том числе судебной власти, на современном этапе государственного строительства были заложены Постановлением Верховного Совета РСФСР от 24.10.1991 г. № 1801-1Ю, утвердившим Концепцию судебной реформы в РСФСР, которая, наметив пути реформирования судебной системы, выдвигая задачи максимально приблизить суд к населению, облегчить доступ граждан к правосудию, предусмотрела создание института мировых судей.
Первоначально предполагалось наделить мировых судей компетенцией по рассмотрению материалов об административных правонарушениях, рассмотрению дел об уголовных проступках, дел частного обвинения, рассмотрению вопросов, связанных с исполнением приговора, рассмотрению малозначительных гражданских дел, а также возложить на них судебный контроль за следствием.
С принятием Конституции Российской Федерации 1993 года работа по созданию мировой юстиции в Российской Федерации была продолжена. Как результат, 31.12.1996 года Президентом страны был подписан Федеральный конституционный закон № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», который наряду с федеральными судами вводил институт мировых судей субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 17 декабря 1998 года № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» предписано введение мировых судей во всех субъектах Российской Федерации, этим же законом материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей возложено на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.1999 г. № 218-ФЗ «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации» первоначально в субъектах Российской Федерации был создан 6 451 судебный участок мировых судей, в т.ч. в Смоленской области – 51. В дальнейшем их число было увеличено и к концу 2019 года составило в целом по России – 7 661, в Смоленской области – 56. Такое увеличение числа судебных участков было вызвано огромной нагрузкой по рассмотрению дел, которая легла на мировых судей с первых дней их работы.
Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 17 декабря 1998 года № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» мировые судьи в Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации. Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», федеральными конституционными законами, федеральными законами, а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, создание института мировых судей было закреплено законодателем на федеральном уровне.
Поскольку формирование судейского корпуса мировых судей в Смоленской области требовало также урегулирования и на региональном уровне, во исполнение Федерального закона от 17 декабря 1998 года № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» Смоленской областной Думой 16 июля 2000 года был принят Областной закон № 35-з «О мировых судьях в Смоленской области», а 26 апреля 2001 года Областной закон № 28-з «О должностях мировых судей и судебных участках мировых судей в Смоленской области».
На уровне областного законодательства в муниципальных образованиях города Смоленска и области по административно-территориальному принципу, в соответствии с установленной федеральным законом численностью, были образованы конкретные судебные участки, из расчета численности населения на одном участке от 15 до 23 тысяч человек, а также определено место пребывания мировых судей – в административных центрах муниципальных образований. Кроме того, был закреплен порядок назначения мировых судей на должность – Смоленской областной Думой по представлению председателя Смоленского областного суда, основанному на заключении квалификационной коллегии судей Смоленской области. Такой механизм назначения мировых судей сохраняется и по настоящее время.
А вот срок полномочий мирового судьи, установленный областным законом, периодически изменялся. В первоначальной редакции Областного закона № 35-з «О мировых судьях в Смоленской области» было предусмотрено, что впервые мировой судья назначается на должность на три года, при повторном и последующем назначении – на десять лет. В дальнейшем, срок полномочий мирового судьи при повторном назначении был снижен до пяти лет и таковой сохранялся до марта 2019 года.
Согласно последним изменениям, внесенным Смоленской областной Думой в Областной закон № 35-з в марте 2019 года, срок полномочий мирового судьи при повторном назначении ограничен лишь предельным возрастом пребывания судьи в должности – 70 лет.
Смоленская область стала первым субъектом в Российской Федерации, изменив, таким образом, сроки пребывания в должности мировых судей.
В рамках этих новаций уже приступили к исполнению обязанностей несколько мировых судей.
Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 февраля 2019 г. № 3 «О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части назначения (избрания) мирового судьи на должность без ограничения срока полномочий» федеральному законодателю предлагается изменить статью 7 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации», изложив ее в следующей редакции: «Полномочия мирового судьи не ограничены определенным сроком. Предельный возраст пребывания в должности мирового судьи – 70 лет».
Такие изменения несомненно положительно скажутся на качестве правосудия, повысят стабильность срока пребывания в должности мировых судей, сделают их более независимыми.
В декабре 2019 года исполняется 20 лет с момента введения должностей мировых судей в Смоленской области.
В настоящее время правосудие на Смоленщине осуществляют 56 мировых судей, прошедших жесткий отбор и сдавших квалификационный экзамен.
Мировые суды – это всегда суды первой инстанции, действующие в составе единоличного судьи. Уже в самом термине заложен особый смысл, касающийся функциональных и организационных особенностей, обусловленных особой целью создания мировых судей.
Наиболее весомыми аргументами появления института мировых судей было желание законодателя разгрузить районные суды от несложных дел, предоставить гражданам дополнительную возможность доступа к правосудию, ускорить рассмотрение дел.
До настоящего времени, несмотря на длительный период работы мировых судей, не утихают дискуссии: не правильнее ли было просто увеличить численность федеральных судей районного звена? Однако в свете необходимости углубления специализации судей и разделения компетенции между судами различных уровней, статистические данные подтверждают, что решение о создании института мировых судей правильное.
Нагрузка на мировых судей в первые годы их функционирования являлась очень высокой, что связывалось с увеличением числа обращений граждан за судебной защитой. Общее количество уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях, поступавших мировым судьям ежегодно, превышало аналогичный показатель предыдущего года в среднем на 20 %.
К примеру, в 2003 году на долю мировых судей Смоленской области пришлось более 76 % от общего числа дел, рассмотренных всеми судами общей юрисдикции области. Иными словами, полсотни мировых судей выполнили три четверти от общего объема работы, которую до введения мировых судей выполняли почти полторы сотни федеральных судей районных судов.
Рассмотрение дел с такой интенсивной нагрузкой способствовало очень быстрому становлению мировых судей, как правило, не имеющих предшествующего опыта судебной работы, в качестве высокопрофессиональных судей. В связи с чем, в период 2003 – 2004 годов почти четверть от общего числа мировых судей области были назначены указами Президента Российской Федерации федеральными судьями районных (городских) судов. Часть которых, пройдя по всем ступеням судебной власти, в последствие стали судьями Смоленского областного суда.
Сегодня в Смоленском областном суде осуществляют деятельность судьи, ставшие первыми на этапе создания мировой юстиции в области, это судья уголовной коллегии Нагуляк М.В., судьи гражданской коллегии: Гузенкова Н.В., Винель А.В., Дорохова В.В., Мацкив Л.Ю., Никоненко Т.П., Руденко Н.В., Хлебников А.Е., назначенные Смоленской областной Думой на должности мировых судей в 2001 году.
Определенную сложность в работе мировых судей на первоначальном этапе создавало отсутствие практики толкования и применения статьи 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и ст. 3 Федерального закона от 17 декабря 1998 года № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» о подсудности споров мировому судье и разграничении их компетенции с районными судами. Имеющиеся рекомендации носили характер публицистических выступлений и не являлись нормативными документами. Инструкция по судебному делопроизводству в районном суде, утвержденная приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 29 апреля 2003 года № 36 не учитывала всех особенностей деятельности судебных участков мировых судей.
Существовали и другие проблемы, в т.ч. недостаточное финансирование материально-технического обеспечения мировых судей и их аппарата, осуществляемое за счет средств областного бюджета. Отдельные статьи расходов, за счет которых производилось приобретение компьютерной техники, расходных материалов, оборудования, ремонт служебных помещений были обеспечены финансированием лишь частично.
И, конечно, эффективная работа суда не возможна без квалифицированного аппарата, который состоит на сегодняшний день из 209 сотрудников.
Со временем, удалось положительно решить проблему увеличения штатной численности аппарата мировых судей, были введены должности помощника мирового судьи на каждом участке.
Судебные участки мировых судей в Смоленской области сегодня – это 6737 кв.м. служебной площади и 28 зданий, находящихся в каждом муниципальном образовании, в легко доступных для населения местах. Все судебные участки мировых судей обеспечены отдельными залами судебных заседаний, архивом, оборудованы необходимой мебелью, атрибутикой, оргтехникой.
За 20 лет удалось добиться значимых успехов. Была проделана огромная организационная работа по становлению мировой юстиции, совершенствованию нормативно-правовой базы деятельности мировых судей, только одно остается неизменным, нагрузка мировых судей продолжает расти.
Так, по данным Управления Судебного департамента в Смоленской области в 2018 году мировыми судьями нашей области рассмотрено свыше 155 тысяч гражданских, уголовных дел и дел об административных правонарушениях. Общая служебная нагрузка на одного мирового судью увеличилась на 14,7 % , по сравнению с предыдущим годом, и составила 232 дела в месяц. Высокая нагрузка несомненно влияет на качество рассмотрения дел, способствует увеличению сроков их рассмотрения. Кроме этого, до настоящего времени сохраняется неравномерность нагрузки мировых судей между участками. Все это влечет снижение эффективности работы института мировых судей и, как следствие, нарушение прав граждан на судебную защиту.
Вместе с тем, необходимо отметить, что процесс организационного формирования и совершенствования мировой юстиции продолжается и по настоящее время, о чем свидетельствует постоянно ведущаяся законодательная работа в этой области. За период с 1998 года было принято значительное количество изменений в Федеральные законы, регулирующие деятельность мировых судей, а также постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, разъяснившего многие процессуальные вопросы, в т.ч. о подсудности дел. Выстроена четкая вертикаль взаимодействия мировых судей с вышестоящими судами. Практика назначения федеральных судей свидетельствует о том, что мировые суды также стали «кузницей» судейских кадров.
В заключение хочется отметить, что, несмотря на все трудности становления, мировой судья на своем судебном участке – это четко функционирующий механизм судебной системы, который играет важную роль в отправлении правосудия в Российской Федерации, обеспечении права граждан на судебную защиту, с их появлением правосудие действительно стало более скорым и доступным.